Гостиница "Новые Комнаты" находится в историческом здании на Невском проспекте, дом 105

Гостиница "Новые Комнаты" находится в историческом здании на Невском проспекте, дом 105

Гостиница расположена в построенном архитектором Владимиром Ахиллесовичем Рейсом доме купца И.С. Гостева. Здание, построенное в 1882 г., имеет пять этажей, на средней оси — крупный эркер. В мелком насыщенном лепном убранстве переплавлены формы разных исторических стилей. В каждом этаже меняется рисунок наличников, рельеф рустовки. Тщательно продуманное разнообразие элементов воспринимается не сразу – эклектические композиции были рассчитаны на долгое рассматривание.

Гостиница "Новые Комнаты" - Санкт-Петербург, Невский 105.

Архитектор Владимир Ахиллесович Рейс
по рейтингу центра Профессионального Союза Художников имеет рейтинг (состоявшийся профессиональный архитектор)

Архитектор Владимир Ахиллесович РейсВладимир Ахиллесович Рейс (1855-1910) не принадлежал к когорте ведущих зодчих. Он – из архитекторов второго ряда, создававших достойный фон петербургской архитектуры поздней эклектики. Умелый профессионал, он успешно работал в разных жанрах творчества. Как и многие его современники, Рейс занимался частной практикой, состоял на государственной службе, принимал живое участие в общественных делах.

Специальное образование Владимир Рейс получил в Строительном училище, позднее преобразованном в Институт гражданских инженеров (ныне – Санкт-Петербургский Государственный архитектурно-строительный университет). Воспитанники училища, где он провел шесть лет, получали разностороннее инженерно-техническое и художественное образование. Наверное, Рейс достаточно хорошо освоил все предметы, так как был аттестован по первому разряду со званием гражданского инженера и правом на чин 10-го класса. Чаще всего выпускники Строительного училища зачислялись на службу в Технико-строительный комитет Министерства внутренних дел.

Эта административная структура осуществляла контроль за всей строительной деятельностью на территории Российской империи. Работа в этом комитете МВД, продолжавшаяся до 1887 г., послужила для Рейса практической школой.

По совместительству молодой гражданский инженер отработал несколько лет (1889 – 1884) техником Санкт-Петербургской земской управы. В той должности он занимался постройками и ремонтом больниц и школ в Санкт-Петербургском уезде. Затем Рейс отправился в Эстонию младшим инженером строительного отделения Эстляндского губернского правления. Но уже в 1885 г. из-за расстроенного здоровья вернулся в штат МВД. Прошло два года, и Рейс был переведен в министерство финансов архитектором-смотрителем Главного казначейства. Это место службы стало для него постоянным на всю оставшуюся жизнь.

Творческую деятельность и строительную практику молодой архитектор начинал очень активно. Наибольшее число его построек относится к началу 1880-х гг. Основной темой его работы стали доходные дома. Этот тип многоквартирных жилых зданий был поистине массовым. В то время он решительно вытеснял особняки и малоэтажную застройку во многих районах столицы.

Первую крупную постройку Рейс осуществил в 1880 г. совместно с гражданским инженером П.П. Нарановичем. Это большой доходный дом Гордона на улице Восстания дом 36, обращенный фасадами также в Саперный и Гродненский переулки. Строители включили в новое здание старый угловой дом, как это часто делалось в практике того времени ради разумной экологии.

Самостоятельный дебют Рейса стал весомой творческой заявкой. Возведенный им в 1880 – 1881 гг. доходный дом купца Н.Т. Соколова на Невском проспекте дом 129, не выглядит работой начинающего автора. Этот добротный образец зрелой эклектики является одним из приметных зданий Старо-Невского. Своеобразие ему придают мотивы неороманского стиля: парные колонки с порталами. Они варьируются в разном масштабе в рисунке портала, эркера, окон четвертого этажа. Массивный двухэтажный эркер акцентирует среднюю ось. Устройство эркеров стало к этому времени излюбленны приемом объемной композиции. Они помогали нейтрализовать монотонность рядов окон, обогащали фронт застройки, а внутри увеличивали пространство комнат, образуя уютные закутки и открывая виды вдоль улицы.